Sasha Korablik's profile

PANDEMIA land art installation

PANDEMIA is the project for land art exhibition "Sornyaki Prekrasnye" in Perm 2020

ПАНДЕМИЯ

Авторы: 
Куклина Александра
художник ДПИ, участница фестивалей и мастер-классов
Мира Плюснина
художник ДПИ, участница фестивалей и мастер-классов

Пандемия - слово, восходящее к др.-греч. πανδημία - «весь народ», сегодня на слуху у всех. Эпидемия, охватывающая население целой области, значительной части страны или ряда стран — значение, как никогда прежде, понятное нам. 
Незримый вирус, пускающий свои корни все дальше к новым неосвоенным землям: движется человек — движется и он, неумолимо, неотвратно. Так и путешествует по стране борщевик Сосновского (лат. Heracléum Sosnówskyi) — крупное травянистое растение, вид рода Борщевик, относящийся к семейству Зонтичные, семена которого густо рассеялись вдоль автомагистралей, железных дорог и на заброшенных пашнях. На сей день, в борьбе человека с ядовитым гигантом счет совсем не в нашу пользу. 
В основе ленд-арт инсталляции лежат шарообразные формы из стеблей, напоминающие своими лучами зонтики, подчеркивая происхождение борщевика, как растения, относящегося к одноименному семейству, и в тоже самое время, наводя зрителя на ассоциацию с вирусом: шиповидным, несущим в себе образ солнечной короны. Своеобразные объекты занимают железнодорожную платформу: скапливаются давящей массой, вытесняющей воздух, в месте, обыкновенно заполненном людьми.
 Идея легких парящих шаров также может ассоциироваться с шаровыми молниями - опасностью, проникающей везде и всюду - ведь борщевик Сосновского, выведенный в угоду оптимизации послевоенного сельского хозяйства, в наше время абсолютно неконтролируемо распространяется, проявляя себя как агрессивный инвазивный вид. 
Борщевик Сосновского - очень крупное, высотой иногда превосходящее три метра, двухлетнее растение. Стебель толстый, полый, глубокобороздчатый, редко опушенный. Скорость роста стебля поражает - за сутки борщевик может вытянуться на девять сантиметров. Прикорневые и нижние листья тройчатые, доли листьев трехлопастные. Все листья сверху голые, снизу редкощетинистые.  Соцветия - сложные зонтики, очень крупные, до 70 см в диаметре. Лучи соцветий щетинистые. Цветки белые, лепестки крайних цветков увеличены, собраны в гигантские зонтики. Корневая система стержневая, основная масса корней располагается в слое до 30 см, отдельные корни достигают глубины 2 метров. 
 Выделившая и описавшая новый вид борщевика в 1944 году И. П. Манденова назвала его в честь исследователя флоры Кавказа Дмитрия Ивановича Сосновского (1885—1953). Исходный семенной материал для испытания борщевика был собран в 1951—1952 годах в окрестностях г. Нальчика, в естественных условиях произрастания. 
В тяжелые послевоенные годы срочно требовалась силосная культура, способная поставить сельское хозяйство на ноги. Люди увидели надежду в борщевике Сосновского — сильной, устойчивой к холоду, культуре, еще не зная, к какой катастрофе приведет этот эксперимент. Лишь позднее были выявлены опасные для человека свойства, а растение занесено в список сорных и опасных — «Чёрную книгу флоры Средней России», и только с 2012 года исключено из достижений селекции.
Однако поражает не столько скорость распространения этого вида, сколько свойство его сока — фототоксичность. Прозрачный водянистый сок борщевика содержит светочувствительные вещества из группы фуранокумаринов: псорален, бергаптен, метоксален. Под действием ультрафиолетового излучения они переходят в активную форму, способную вызывать серьёзные повреждения кожи (воздействие на клеточные структуры происходит на уровне ДНК), требующие длительного лечения. После контакта с растением, особенно в солнечные дни, на коже может появиться сильный ожог. При попадании сока на кожу её нужно как можно скорее изолировать от действия света (обмотав любым светонепроницаемым материалом в первые же минуты после поражения), а затем уже в тёмном месте тщательно промыть водой с мылом и исключить воздействие солнечных лучей не менее чем в течение 2 суток. При возникновении ожога следует обработать пораженную зону антисептиком, наложить стерильную повязку, принять антигистаминный препарат и обратиться к врачу.
Сок борщевика при попадании в глаза может привести к слепоте - в результате сильного ожога роговицы глаза. Аэрозоль сока борщевика и его пыльца при высоких концентрациях могут вызвать отёк верхних дыхательных путей (в первую очередь гортани), а также верхних частей пищевода.
С этой особенностью рода Борщевик, возможно, и связана легенда о Геракле, в честь кого растение и получило свое латинское название - «Heracléum». Назвал его так римский писатель Плиний Старший, составитель прародительницы энциклопедий, автор труда «Есте́ственная исто́рия». Составленная примерно в 77 году н. э., работа содержит описания природных и искусственных предметов и явлений. Плиния поразили размеры зеленых гигантов, и он мог сравнить их лишь с прославленным древнегреческим героем, но возможно, не только это послужило поводом для наименования. 
 В связи с темой  борщевика интересна история о смерти Геракла, воспетая афинским драматургом Софоклом в трагедии «Трахинянки». 
Отправившись в странствия, герой оставил жену Деяниру и детей в Трахине, и словно бы исчез на пятнадцать лун. В разлуке и отчаянии, та отправляет на поиски старшего сына Гилла. Гилл говорит матери, что слышал об отце — Геракл ведет войско на град Еврита. Деянира пересказывает ему пророчество оракула, гласящее, что Геракла ждет либо смерть в сражении,  либо победа и дни в счастье. Обеспокоенный, Гилл отправляется в путь.
 Спустя некоторое время к Деянире прибывает вестник, убеждая ее, что муж возвращается с победой и добычей. Обратив взор на несчастных пленниц, царица жалеет их, обездоленных. Вновь появляется вестник, что говорит ей о том, что муж ее одержим одной из пленных царевен, и взял город не из долга службы, а лишь ради того, чтоб захватить её.
В своей ревности Деянира вспоминает о прощальном даре кентавра Несса, что пал от руки Геракла. Умирая, Несс предложил Деянире собрать его кровь в том месте, где его пронзила стрела героя, напитанная ядом лернейской гидры. Коварный кентавр обещает деве, что из той крови выйдет лучший приворот - какую бы герой не встретил женщину, сильнее Деяниры он ее не полюбит. 
Намастив снадобьем нарядный плащ, та просит глашатая Лихаса передать его Гераклу, строго наказывает Деянира, чтоб никакой свет не коснулся ткани:

                    Но вот условие: никто не должен
                    Опричь владельца надевать его,
                    Не должен ни палящий солнца луч
                    Его увидеть, ни трапезы божьей
                    Святой огонь, ни пламя очага,
                    Пока он явно, в явном одеянье,
                    Его богам в день жертвы не представит.
                    (Пер.Ф.Ф.Зелинского)

Лишь наутро, испуганная Деянира, находит клок шерсти, которым она натирала плащ совершенно разрушенным, и понимает, что неспроста умирающий кентавр наказал ей хранить мазь вдали от света, - но, поздно, к ней возвращается сын с вестями о смерти отца и рассказывает, что Геракл, надев подаренный плащ, совершал жертвы богам вблизи священного огня на алтаре. Когда же огонь разгорелся, одеяние прильнуло к его телу, и в безумных муках, в стенаньях метался он, проклиная Деяниру. Тут же он убил и глашатая, принесшего ему смертельный дар от супруги. Позже, проведя долгое время в забытьи на пороге смерти, Геракл узнает о ее самоубийстве и понимает, что та была обманута кентавром, павшим от его стрелы. Он велит Гиллу сложить для него погребальный костер в роще. Так герой и находит свою смерть.
Обращая внимание на свойства последнего подарка коварного Несса, в мифе о смерти доблестного Геракла так же можно найти интерпретацию фототоксичности сока борщевика.
PANDEMIA land art installation
Published:

PANDEMIA land art installation

Published: